Козловые краны и технические требования к ним

  • 05.08.2020 12:05
  • 159 Прочтений

Требования к электрическим козловым кранам

Козловые краны имеют широкую сферу применения. Их часто используют в строительной и промышленной сфере и логистике для транспортировки различного рода грузов. Данный вид оборудования относится к кранам мостового типа и должен устанавливаться на рельсы. Как и мостовые краны, козловые требуют не менее жесткого соблюдения техники безопасности. Они должны быть достаточно надежными, обладать полным комплектом дополнительного оборудования, не иметь каких-либо повреждений.

На данный момент единого государственного стандарта на козловые краны нет. Но действует ряд нормативных документов, требования которых можно выполнять на добровольной основе.

При создании, выборе и обустройстве крана можно руководствоваться специальным стандартом - ГОСТ 27584-88, разработанным в 1990 году и действовавшим до 1995 года. Данный стандарт распространяется на мостовые и козловые электрические краны, имеющим гибкий подвес груза и грузоподъемность до 63 тонн. Ниже описаны базовые требования, которые не затрагивают конструкции и работают в условиях повышенной сложности.

Козловой кран

Основные требования

Срок службы

Срок службы конструкции ограничен длительностью и местом эксплуатации несущих элементов из металла. Если кран используют под открытым небом, срок можно уменьшить на четверть, так как несущие конструкции могут быть повреждены коррозией и другими негативными факторами. В зависимости от типа крана, срок службы составляет от 20 до 30 лет.

Наработка в циклах

Цикл включает в себя подъем и опускание груза. Наработка козлового крана может составлять от 5 до 230 тысяч таких циклов. В дальнейшем оборудование нужно отремонтировать, либо разобрать.

Стойкость к воздействию

Все полости, открытые для осадков, должны иметь сливные отверстия или уклоны. Несущие элементы конструкций не должны иметь открытых осадкам поверхностей, если сами элементы недоступны для осмотра и обслуживания. Все металлические поверхности следует загрунтовать непосредственно при изготовлении. Защиту от дождя также необходимо предусмотреть и для элементов тормозной системы.

Температурный диапазон, при которых допускается эксплуатация козловых кранов, зависит от типа самой конструкции. Нижний предел – это -40 градусов по Цельсию.

Уровень безопасности

Механизм для захвата груза и поверхность кабины должны быть отдалены друг от друга на расстояние от 0,4 метров и больше. Подвижные кабины оборудуют устройствами аварийной эвакуации (лестницей, как минимум). На самом кране должны быть ограничители высоты подъема и концевые выключатели, а также другие защитные механизмы и системы. Краны с пролетами более 16 метров следует укомплектовать анемометрами, которые позволят следить за скоростью ветра. На саму кабину, обоймы крюков, элементы ходовой части и другие комплектующие должна быть нанесена яркая предупреждающая окраска. Ходовую часть защищают ограничителями хода, сбрасывающими щитками и противоугонными устройствами.

Требования к рабочему месту

Рабочее место крановщика (кабина) - должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям охраны труда. В кабине устанавливают поворотное кресло, устройства для управления самим краном и его захватными механизмами, также могут быть установлены приборы для оценки силы ветра и температуры воздуха. Кабину проектируют так, чтобы рабочий мог попасть внутрь и сесть в кресло с максимальным удобством. Если кабина будет находиться высоко (более чем в 8 метрах от земли или площадки под краном), в ней следует установить переговорное устройство. Крановщик должен быть защищен от повышенной вибрации и холода. В частности, пол кабины выстилают теплоизоляционным материалом, на который выкладывают диэлектрический коврик для защиты от возможных ударов током. Также предъявляются требования к звукоизоляции.

Способ изготовления конструкции

ГОСТ разрешает использовать любой тип промышленной сварки при условии, что швы соответствуют всем требованиям. Согласно стандарту, на предприятии, где изготавливают краны, проводят все работы, включая монтаж кабин, шкафов, грузовых тележек, токопроводов, элементов крепления, протяжных и клеммных ящиков. В конструкции должны быть все комплектующие, необходимые для строповки, крепления, монтажа, а также техобслуживания и ремонта самого крана без его фактической разборки. Доступ следует предоставить ко всем механизмам.

Козловый кран - потенциально опасная конструкция, поэтому к ее подбору, заказу, установке и последующему обслуживанию следует отнестись со всей ответственностью.